правильного
произношения!
Неправильное
произношение приносит много огорчений детям школьного возраста. Взрослые, а особенно
сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более
того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме,
так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном
этапе.
Взрослые часто
проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения у детей,
хотя обе они неправильные.
Одни родители
длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают
на слух дефекты речи, или
полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых
сложных звуков, поправляя его и делая
замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную
реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания.
Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в
2-3 года имеет право произносить
неправильно!
Это важно знать!
1.
Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков
(гласных и простых согласных звуков, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).
2.
По мере развития речевого слуха и укрепления
артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны
все остальные звуки.
3.
Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие
([с], [сь], [з], [зь], [ц]),шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь],
[л], [ль]).
В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5
годам.
Основные виды речевых нарушений:
1. Отсутствие звука. Например, вместо «рука», малыш говорит – ука, или вместо «лук» - ук;
2.Замена звука. Например, ребёнок может
заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш]
на [с]; [р] на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
3.Искажение звука, проявляющееся например: в
межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зу
бами); в боковом произнесении звуков (слышится неприятный
«хлопающий» звук); в горловом
произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).
Нарушения
звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать
как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое
косноязычие. Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет,
необходимо срочно обратиться за консультацией
к логопеду и начать занятия под его руководством.
Нарушения произношения
третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо
как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с
3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.
Основные причины,
вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить
произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и
интеллекта): плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит
фонематический (речевой)
слух; недостаточное развитие мышц губ и языка,
необходимое для правильного произнесения сложных звуков; дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус,
высокое («готическое»)
нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.); отсутствие
правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих,
«сюсюканье» и т. д.).
Обязательно
обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального
звукопроизношения. Для этого предложите малышу выполнить несколько движений:
1. Высунуть
язык и положить его на нижнюю губу.
Вас должно
насторожить, если:
- ребёнок не может удержать язык широким и
распластанным, язык беспокойный, подёргивается;
- кончик языка дрожит и загибается к нижней
или верхней губам;
- язык отклоняется в ту или иную сторону;
- отмечается повышенное слюноотделение.
2. Открыть
широко рот и тянуть кончик языка попеременно, то к левому углу рта, то к правому.
Должно насторожить, если:
- язык передвигается всей массой, он излишне
напряжён, при движениях усиливается слюноотделение.
3. Открыть рот и поднять язычок к
верхней губе. Должно насторожить, если: - ребёнок не может
вообще поднять язык;
- поднимает
язык при помощи нижней губы.
Если у
вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобятся
специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.
Н.Г. Кадриева, учитель-логопед |