ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
На протяжении
всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного
возраста имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение
знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого
в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская
пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать
– и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и
делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования
в практику работы дошкольного учреждения.
В работах многих отечественных
педагогов (Г.М. Лямина, А. П. Усова) говорится о необходимости включения
дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы
обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о
предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
В процессе экспериментирования
дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?),
почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость,
удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий»,
которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Значение и оснащение уголков экспериментирования в дошкольном учреждении
Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение
ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста
формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке
экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в
доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
- ·
Приборы – помощники: увеличительные стекла,
микроскопы, пипетки, воронки;
- ·
Разнообразные сосуды из различных материалов
разного объема и формы;
- ·
Природный материал - шишки, желуди, ракушки,
песок;
- ·
Разные виды бумаги;
- ·
Прочие материалы.
Материал,
находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать интересу ребенка.
Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложн
ых
экспериментов.
