Энциклопедия развития ребенка
Развитие
ребенка происходит в процессе познания им окружающей действительности, то есть
среды, в которой он живет. Это знания о себе, своей семье, окружающих
предметах, людях, их деятельности, природных явлениях, растительном и животном
мире. Знания, полученные ребенком в детстве,— это тот фундамент, на котором
будет построено «здание» его последующего интеллектуального развития. Знания
должны носить системный характер, ибо отрывочные знания, без умения установить причинно-следственные,
последовательные и временные связи между предметами и явлениями, имеют малую
ценность.
Задача
взрослых — научить детей воспринимать предметы и явления окружающей жизни в
многообразных связях и самостоятельно устанавливать их. Поиск этих связей
заставляет ребенка думать и размышлять, делать выводы, искать выход из
проблемных ситуаций.
Психогимнастика
Психогимнастика
в конкретном понимании — это гимнастика для психики, так как здесь
задействованы такие психические процессы, как внимание, мышление и
воображение. Посредством психогимнастических упражнений дети учатся выражать
свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние
других людей. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, развивает
пластику движений, регулирует поведение, помогает концентрации внимания, активизирует
работу мысли и воображения. Психогимнастика включает два момента: выражение
психоэмоционального и психофизического состояния. В первом случае дети учатся
выражать свое эмоциональное состояние и отношения между людьми с помощью
мимики и взгляда. Во втором случае совершенствуется общая двигательная сфера —
пластика и движения, сопровождаемые речью. В обоих случаях психогимнастика
может влиять на самочувствие, настроение и активность ребенка.
Психогимнастические упражнения снимают
усталость, являясь эмоциональной разгрузкой, способствуют повышению интереса.
Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать
толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.
Развитие мелкой моторики и координация речи с движением
М.
М. Кольцова исследуя речь детей, установила прямую зависимость, существующую
между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развитие
мелкой моторики предоставляет возможность ребенку самому придумать движение. А
это способствует развитию образной памяти, внимания, фантазии, чувства ритма,
слаженности движений и речи.
Формирование лексико-грамматического строя речи
Проблема
овладения правильным русским языком — одна из многих, которую должно решать
современное общество. По уровню речи можно сделать заключение об интеллекте
человека, его воспитанности и образованности. Развитие речи и обучение родному
языку являются главнейшим условием ознакомления ребенка с окружающим
миром. Чем лучше развиты речь и
познавательные процессы, тем успешнее идет накопление знаний ребенка об
окружающем мире, а значит, развивается его интеллект. Чем больше объем
получаемых знаний, тем лучше идет развитие психических процессов и речи.
Что
значит выражение «хорошо развитая речь»? Это значит, что ребенок должен владеть
определенным запасом слов, правильно их произносить (не искажая и не заменяя
звуки), уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определенной
интонацией и логично излагать свои мысли.
Овладение
родным языком как средством общения идет через познание ребенком окружающего
мира. Это активный творческий процесс совместной работы взрослого и ребенка.
Если своевременно не оказать ему помощь в овладении родным языком, то в
дальнейшем научить ребенка говорить будет очень трудно.
В каких
направлениях нужно вести работу по развитию речи ребенка? Главные из них:
—
обогащение словарного запаса;
—
формирование грамматических навыков;
—
отработка правильного произношения;
—
развитие связной речи.
По
данным М. Ф. Фомичевой, словарный запас двухлетнего ребенка при нормальном
развитии речи достигает 200—300 слов, к трем годам он может составлять
800—1000 слов, к четырем годам — 1900—2000 слов, к пяти — 2500—3000 слов. Эти
цифры могут колебаться в ту или иную сторону.
Обогащение
словарного запаса детей идет двумя путями. Первый путь — чувственное познание
(при участии органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса), то есть дети
накапливают определенный запас слов при непосредственном ознакомлении с
признаками и качествами предметов и действиями с ними. Второй путь — ознакомление
ребенка со зрительными образами предметов на картинках и запоминание их
названий. Предпочтительнее первый путь, так как образы предметов, воспринятые с
помощью органов чувств, более эмоционально окрашены и лучше сохраняются в
памяти. Но не все предметы окружающего мира можно увидеть воочию, потрогать
или попробовать их на вкус, например, большинство животных и птиц дети узнают,
рассматривая картинки, иллюстрации и фотографии в книгах, просматривая
телепередачи о животном и растительном мире. Об интересе детей к познанию
предметов и явлений окружающей действительности свидетельствуют их вопросы:
Кто это? Что это? Почему это так называется?
Отдельные
слова, не выражающие определенный смысл, еще не являются речью. Для понимания
речи недостаточно знания лексического значения слов, надо еще осознать
отношения между ними. Второй важной задачей является помощь детям в овладении грамматическим
строем языка. Усвоение грамматических форм языка неразрывно связано с
расширением и обогащением словарного запаса детей. Это две взаимосвязанные и
взаимно развивающиеся стороны одного процесса — речи.
1.
Взаимоотношения
слов и их значений:
—
синонимы;
—
антонимы;
—
многозначность слов;
—
родственные слова.
2.
Словообразование:
—
образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов
(увеличительного -ищ-, пренебрежительного
-ишк-,
уменьшительно-ласкательных
-ок,
-онок, -енок, -ик, -очек, -еньк-);
—
образование сложных слов (существительных и прилагательных);
—
образование степеней сравнения качественных прилагательных;
—
образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-,
вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-.
3.
Словоизменение:
—
единственное и множественное число существительных в именительном и
родительном падежах;
—
предложно-падежное управление;
—
род существительных;
—
изменение прилагательных по родам и числам;
—
согласование существительных с числительным, прилагательным и причастием;
—
вид глагола, изменение глагола несовершенного и совершенного вида;
—
спряжение глагола;
—
повелительное наклонение;
—
сочетаемость глагола с наречием.
Обширный
словарный запас позволяет тренировать
детей в построении предложений самых разнообразных грамматических
конструкций. Овладение лексикой и грамматическими категориями русского языка
должно привести к появлению совершенной монологической и диалогической речи, а
совершенная речь — основа мышления и воображения.
Игры со звуками, буквами и словами
Основной
задачей этого раздела является развитие слухо-речевой памяти, фонематического
восприятия (умения слышать и различать звуки речи) и фонематических представлений
(умения придумывать слова с заданным звуком). Упражнения по звуко-слоговому
анализу и синтезу помогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Необходимо четко различить два понятия— «звук» и «буква», так как буква — это
графическое изображение звука, его можно употреблять лишь в том случае, если
ребенок читает и пишет.
Развитие диалогической речи
Основная
задача этого раздела — развитие коммуникативной функции речи и речевой
активности ребенка, интеллектуально-творческих способностей и самостоятельности
в приобретении знаний. Диалогическая речь не развивается сама по себе — этому
надо учить. Именно в диалоге ребенок учится рассуждать и высказывать свои
соображения по тому или иному вопросу. И пусть его рассуждения не всегда
правильны и отчетливы, главное — они являются основой мыслительной
деятельности ребенка. Диалоговые формы обучения позволяют преодолеть
психологическую неготовность к самостоятельной жизни, присущую даже многим молодым
людям, вступившим во взрослую жизнь. Ситуация диалога ведет к развитию
творческого мышления, воображения и фантазии, что, в свою очередь, закладывает
основы саморазвития личности ребенка. Знания не даются в готовом виде, а
добываются самими детьми. Активно-поисковый характер освоения знаний
интереснее самим детям и способствует их умственному развитию.
Важно
поощрять самостоятельность суждений и умозаключений, если даже они не
совпадают с предполагаемыми ответами. Главное — научить ребенка без боязни
выражать свои мысли.
Стихи
Как
приятно общаться с человеком, умеющим не только красиво и правильно говорить,
но и цитирующим наизусть множество стихов! Стихи вызывают в душе каждого
человека определенные чувства. Никого не оставляют равнодушными строки «Уж
небо осенью дышало...» А. С. Пушкина или «Белый снег пушистый в воздухе
кружится...» И. Сурикова и др.
Подборка
стихов и загадок завершает каждую тему. Поэтическое слово способствует
обогащению детей новыми представлениями, образами и понятиями, служит
воспитанию эстетических и нравственных чувств, развитию речеслуховой памяти,
развивает внимание к слову. Стихи используются для аудирования и заучивания наизусть,
для развития интонационной выразительности речи, для автоматизации и
дифференциации звуков. Стихотворные строфы несут в себе эмоциональный заряд,
так как насыщены образными выражениями, ритмичны по форме, интонационно
выразительны и интересны по содержанию. Иногда достаточно только прочитать
стихотворение ребенку, чтобы он мог лучше представить себе ту или иную картину
природы или какое-либо явление.
Ребенок
обязательно захочет выучить наизусть то, что запало ему в душу. Для лучшего
запоминания стихотворения можно подключать разные виды памяти: двигательную,
зрительную и осязательную. Слова сопровождаются движениями рук и тела, мимикой
и рисованием картинок, тогда стихотворение станет видимым и осязаемым, что
ускорит его запоминание ребенком.
Н.Г. Кадриева, учитель-логопед |