«ЕСЛИ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ,
ПОМОГИТЕ ЕМУ!»
«ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
1. Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приёмы и проговаривание «снежинки падают сверху вниз»;
2. Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук;
3. Обведение контуров домиков улитки, клубка ниток широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата;
4. Штриховка сверху вниз: вертикальные линии – «дождь идёт», косые линии – «дождь с ветром», круги – «на земле появились лужи». Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления;
5. Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями;
6. Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.
Подготовительные упражнения:
- очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;
- обводка контуров геометрических фигур пунктиром;
- проведение линий по точкам;
- штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (горизонтально, вертикально, диагонально);
-рисование бордюров;
- написание элементов букв: палочки короткие и длинные, с закруглением вверху и внизу, прямые с петлёй, овал и полуовал;
- написание самих букв, печатных.
«ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОИЗНОШЕНИИ СЛОВ»
Если вы заметили, что у вашего ребёнка трудности в произношении слов – нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки или слоги, - это нарушение слоговой структуры слова. Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребёнком. Рекомендуем строить занятия следующим образом.
1. Двусложные слова из открытых слогов: вата, вода, дети, зубы, коза;
2. Трёхсложные слова из открытых слогов: лопата, утята голова, ягоды, мимоза;
3. Односложные слова из закрытого слога: мак, лук, сук, суп;
4. Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, банан, гамак, петух;
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, юбка, письмо, ветка;
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин;.
7. Трёхсложные слова закрытым слогом: колобок, бегемот, ананас, попугай;
8. Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели;
9. Трёхсложные слова со стечение согласных и закрытым слогом: автобус, кофейник, ягнёнок, охотник, будильник;
10. Трёхсложные слова с двумя стечением согласных: скакалка, клубника, футболист, скамейка;
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: флаг, винт, лифт;
12. Двусложные слова с двумя стечениями: кнопка, спутник, пингвин, гнездо;
13. Четырёхсложные слова из открытых слогов: пианино, чемоданы, ящерица, одеяло;
14. Слоговые упражнения: ба – бда, бо – бдо, бу – бду, бда – бдо – бду, бда – дба;
15. Предложения;
16. Скороговорки и чистоговорки;
17. Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ»
Для анализа предложений, по словам даётся лёгкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему:
1. Составить предложение по сюжетной картинке;
2. Сосчитать, сколько слов в предложении;
3. Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении;
4. Закончить начатое предложение по данному образцу;
5. Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова;
6. Распространить предложения путём увеличения количества слов;
7. Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме);
8. Составить предложения с определённым словом;
9. Составить графическую схему предложения;
10. Придумать предложения по графической схеме;
11. Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.
Н.Г. Кадриева, учитель - логопед
|