Пуртина Татьяна Владимировна,
старший
воспитатель
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
(формирование
целостной картины мира, расширение кругозора)
для детей старшего
дошкольного возраста
«В ГОСТЯХ У
ФЕИ ОСЕНИ»
Программное содержание:
Образовательные:
Учить детей связно отвечать на вопросы, отгадывать
загадки, развивать диалогическую речь, логично высказывать свою мысль.
Уточнять и расширять знания детей о диком животном –
белке.
Упражнять в подборе прилагательных, в употреблении
глаголов, в нахождении домиков животных.
Развивающие:
Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику
рук.
Воспитательные:
Воспитывать взаимопомощь, прививать интерес к учебным
занятиям.
Индивидуальная работа:
Активизировать
активный словарь детей
Предварительная работа:
Отгадывание
загадок, чтение произведений о диких животных, рассматривание картин,
проведение дидактических игр.
Материал:
Картины
с изображением животных, шляпа для осени, листочки желтые и красные для рефлексии.
Карточки
к игре «Кто, где живёт?», простые карандаши.
Ход НОД:
Ребята,
я знаю, что к нам в гости сегодня собиралась прийти необычная гостья. Я вижу,
что она уже пришла в наши края. Хотите
узнать кто она?
Отгадайте загадку:
Если
на деревьях листья пожелтели,
Если
в край далёкий птицы улетели,
Если
небо хмурится, если дождик льётся,
Это
время года … осенью зовётся!
Ну-ка,
вспомните друзья, что в природе происходит осенью?
(листву
без краски перекрасила, дождик моросит, часто идет, ветер дует, птицы улетают в
теплые края, стало холодно, собирают урожай фруктов и овощей)
Давайте
на минутку закроем глаза, может действительно она уже ждет нас!
(дети
закрывают глаза, воспитатель надевает шляпу, украшенную осенними листьями.)
Фея Осень с корзинкой:
Догадались, кто я?
Бываю я лишь раз в году.
За летом жарким я иду.
Пред белою зимою
Подружитесь со мною?
Вот вам первая задание:
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?» - упражнять в отгадывании загадок.
·
Кто зимой
холодной ходит злой, голодный? (волк)
·
Хвост пушистый,
мех золотистый,
в лесу живёт, а в деревне кур крадёт.
(Лиса)
·
Хорошо кума
принаряжена:
Шерсть пушистая, золотистая,
На груди жилет, а на шее галстук.
Ходит тихонько, к земле пригибается,
Будто кланяется.
Свой пушистый хвост носит бережно. (Лиса)
·
Летом ходит без
дороги возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге, от мороза
прячет нос? (Медведь)
·
Просыпается
весной,
А под снежный вой,
Спит в берлоге снеговой. (Медведь)
·
Комочек пуха,
длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку? (заяц)
·
У меня торчат
кругом тысячи иголок.
У меня с любым врагом разговор короток.
(Ежик)
·
Пушистой
маленькой хозяйке
Морозы не страшны.
Приберегла она на ветках
Сушеные грибы. (Белка)
Дети
скажите, где живут эти звери?
Как
одним словом можно их назвать? (дикие, лесные животные)
Второе задание:
Дидактическая игра «Скажи, какой?» (с
мячом) – упражнять в подборе
прилагательных.
Медведь
– сильный, большой, мохнатый.
Волк
– злой, голодный, хищный.
Заяц
– трусливый, пушистый, длинноухий.
Лиса
– хитрая, рыжая, проворная.
Третье задание:
Дидактическая игра «Кто, как
передвигается?»- упражнять в
употреблении глаголов.
Еж
– ходит, бегает, катится, семенит.
Медведь
– лазает, ходит, бегает, плавает.
Заяц-
волк – бегает, крадется, пробирается.
Белка
– скачет, прыгает,
Дидактическая игра «Доскажи словечко» - упражнять в употреблении названия детенышей.
Осеннею
лесной тропой звери шли на водопой:
За
мамой волчицей топал – волчонок,
За
мамой лисицей крался – лисёнок,
За
мамой ежихой катился – ежонок,
За мамой медведицей шёл – медвежонок,
За
мамой белкой скакал – бельчонок,
За
мамой зайчихой прыгал – зайчонок.
Четвертое задание:
Дидактическая игра «Кто, где живёт?» - упражнять детей в нахождении домиков животных.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого
свой дом!» (дети загибают пальцы на
обеих руках: по одному на каждое двустишие.)
У
лисы в глухом лесу есть нора – уютный дом.
Не
страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под
кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из
ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит
в берлоге косолапый. До весны сосет он лапу.
Пятое задание: конверт с картиной,
отгадайте загадку, узнаете о том, кто послал нам письмо.
Хожу
в пушистой шубке, живу в густом лесу.
В
лесу на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Внесение картины «Белки»
Рассматривание:
1. кто нарисован
на картине?
2. посмотрите внимательно, они все одинаковые?
3. назовите части тела белки (туловище, хвост, голова,
ушки с кисточками)
4. что делают бельчата? Что делает белочка?
Детям
предлагается по данному плану составить небольшой рассказ по картине «Белки» (2-4 ребенка рассказывают рассказы, дети
оценивают составленные рассказы).
Проводится рефлексия (воспитатель предлагает детям узнать, что же
фея Осень припасла в подарок )
Дети: Осень, осень золотая!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим,
что в подарок принесла?
Фея
Осень: я в подарок принесла вам осенние листочки. Какого цвета они у меня?
(красного и желтого)
Возьмите
себе на память желтый, если вам понравилось заниматься, вам было интересно, вы
со всеми заданиями справились.
Красный
– если вы затруднялись, вам было трудно.
Почему
ты взял желтый, красный листик? (воспитатель
выслушивает аргументацию детей)
Эти
осенние листочки волшебные – они исполняют все желания детей.
Ну
вот, мне пора возвращаться в свой лес к друзьям, они меня уже дожидаются. А вы
пока закройте глазки и загадайте желание, ваши листочки помогут им исполниться. (звучит музыкальное произведение «Осень»
П.И. Чайковского)
Пока
дети загадывают желание, фея Осень превращается в воспитателя и встречает
детей: где вы бывали, что вы видали? (были
в гостях у осени, видели много диких животных, искали домики, в которых они
живут, говорили, как передвигаются).
В
следующий раз меня с собой возьмите!