«МАССАЖ ГУБ И МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения губ и мимики.
Рекомендуемые упражнения
1.Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных длинных трубочек;
2. Смыкание губ (обычное, плотное, очень плотное);
3.Смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте;
4.Медленное вытягивание губ «хоботком» и такое же медленное возвращение в исходное положение;
5.Вращательные движения губ «хоботком»;
6.Движения губ «хоботком» влево и вправо;
7.Мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй»;
8.Имитация полоскания зубов;
9.Присосать верхнюю губу, захватить её нижними зубами и несколько раз таким образом почмокать;
10.Присосать нижнюю губу, точно так же захватив её верхними зубами, так же почмокать несколько раз;
11.Сделать губы «Бутончиком» и, не размыкая, «пожевать» их несколько раз;
12.Сомкнуть губы, затем резко создать разрежение в ротовой полости и так же резко разомкнуть их – получится громкий хлопок;
13.Поочерёдное поднимание и опускание верхней и нижней губ;
14.Вибрация губ (фырканье лошади);
Если не получаются некоторые упражнения гимнастики, следует выполнять их с механической помощью (помогая пальцами рук).
«Мимическая гимнастика»
С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений:
1.Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться»;
2. Нахмурить брови (следить, чтобы губы не участвовали в движении) – «Мы умеем сердиться»;
3.Широко раскрыть глаза – «Мы испугались»;
4.Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны (следить, чтобы глаза не улыбались;
5.Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо;
6.Улыбнуться другим углом;
7.Повторить движения поочерёдно;
8.Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза – «Мы подмигиваем»;
9.Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую;
10.Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться как в упражнении четыре. Чередовать эти движения;
11.Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5;
12. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова;
13.Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз;
14.Раздувать ноздри – «Мы нюхаем»;
15.Сузить глаза;
16.Поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение);
17.Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).
Н.Г. Кадриева, учитель - логопед |