НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫКто из взрослых не помнит своего детства? «Испорченный
телефон», «Колечко-колечко» – эти и многие другие народные игры всегда
создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного
задора.
Русские народные игры отражают исконную
любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству. Среди
них много игр, цель которых – развеселить, позабавить. Это игры - шутки с придумыванием нелепиц,
словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным
для них присуща безобидность. Они - то и определяют ценность народных игр.
Необходимость соблюдения правил игры
требует от её участников равноправных отношений. Если родители играют с
ребенком на равных, игра способствует укреплению эмоциональных контактов между
ними.
Народные игры не требуют специального
игрового оборудования. Их можно использовать в самых различных ситуациях
повседневного общения с ребенком.
На прогулках с детьми, во время
совместного отдыха родителей и детей можно поиграть в «Прятки», «Салочки»,
«Змейку», в зимнее время – «Снежки», «Построй Снежную бабу».
В вечернее время, когда вся семья в
сборе, можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как
«Чепуха», «Летает – не летает», «Крестики - нолики», которые развивают память,
внимание, быстроту реакции у ребенка, и
в то же время веселят всех. Участие в таких играх помогает взрослым
переключиться от житейских проблем, снять напряжение.
Использование русских народных игр в
организации домашних праздников в семье способствует созданию неповторимой
эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности. Это должны быть наиболее
яркие эмоциональные игры, такие как «Жмурки», «Фанты», «Молчанка». Игры, в
которые малыши играют с близкими взрослыми, надолго остаются в памяти и
вызывают добрые чувства к родным.
Если одна из традиций семьи –
туристические походы, то и здесь можно использовать интересные народные игры.
Обычно для походов объединяются несколько семей, получается разновозрастная
команда детей. Для таких объединений хороши командные игры с большим
количеством участников, такие как «Палочка-выручалочка», «Утки-охотники»,
«Золотые ворота».
Взрослые вносят в совместные игры смех,
шутки. Родители могут быть организаторами игры, беря на себя роль водящего.
Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в этой роли. Смена водящих
обеспечивает интерес к игре всех участников, способствует воспитанию организаторских
умений детей.
Выбор водящих предполагает
использование считалок. Чем забавнее считалки, тем быстрее они запоминаются и
чаще используются детьми.
Для разделения на команды в народных
играх используется сговор. Играющие сговариваются между собой, берут названия птиц, растений, животных и,
разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
·
«Что возьмешь:
медведя лохматого или козла рогатого?
Из речки ерша или из леса ежа?»
·
«Кого в гости
пригласишь: хитрую лису или Марью-красу?
Таракана усатого или тигрёнка полосатого?»
Ещё одна традиция народных игр – жребий. Его
используют, если возник спор. Один из играющих зажимает в кулаке камешек.
Другой, угадывает, в какой он руке.
Угадал – его, правда, спору конец.
Соблюдение правил в народных играх должно быть
обязательным для всех участников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам.
Совместные игры с близкими взрослыми – огромная
радость для ребенка. Однако нельзя доводить занятия играми до пресыщения. Если
интерес к игре ослабевает, её следует
закончить.
Заканчивая игры, оставляйте детям радостную перспективу: «Мы ещё поиграем
в следующий раз». Иногда целесообразно забыть игру на неделю, две, три, даже
месяц. Когда несколько забытая игра возвращается, она приобретает прелесть.
Обращение к народным играм обогащает семейный досуг,
способствует созданию атмосферы радости, праздника.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«ЗМЕЙКА» - лучше играть всей семьей на просторной лужайке,
площадке. Чем больше игроков, тем веселее игра. Играющие берутся за руки, образуя цепь. Крайнего в цепи выбирают
ведущим. Лучше, если им будет кто-то из взрослых. Увлекая за собой всех
участников игры, ведущий бежит по кругу,
вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит
цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем – в другую сторону,
раскручивая её.
Чтобы
игра проходила живо, надо научить детей придумывать интересные ситуации. Так,
ведущий подает сигнал, и все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают
змейку. Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась.
Игру продолжать до тех пор, пока она не надоест.
«ЛЕТУЧИЙ МЯЧ» - играющие встают в круг, водящий, выбранный
считалкой – в середине круга. По сигналу все начинают перебрасывать мяч друг
другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать его, или
коснуться рукой. Если это удалось водящему, то он встает в круг, а то кому был
брошен мяч, становится водящим. Необходимо соблюдать правила: разрешается при
ловле мяча сходить с места, играющие не должны задерживать мяч.
«ЧЕПУХА» - играющие выбирают водящего, он отходит в сторону.
Каждый участник загадывает какой-либо предмет. Приходит водящий, его цель назвать такое действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Он задает
вопросы, играющие отвечают.
Например:
чем ты сегодня умывался? (башенным краном)
На
чем летал? (на облаках)
Что
ты сегодня утром ел? (самолет)
Тот
играющий, чей ответ в большей степени сошелся с вопросом, становится водящим. В
ходе игры важно соблюдать правила: играющие могут называть только загаданное
слово, водящему нельзя повторять один и тот же вопрос.
«ПЕРЕЛИЗЫ» - участие взрослого в игре предусматривается самим
содержанием, делает её более интересной. Играющие берутся за руки, образуя
круг. Один остается в середине, все поют или приговаривают слова:
«У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро
детей и все сыновья;
Они не
пьют, не едят, друг на друга глядят.
И все
делают вот так».
При
этом стоящий в середине взрослый делает какое-либо движение, и все играющие должны
повторить. Кто опоздает или сделает по-своему, - платит фант. Движения,
придуманные водящим, должны быть забавными, не вызывать затруднений у детей.
«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» - проводится
на свободной площадке, выбирают двух игроков посильнее (лучше, если это будут
папы), они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а
кто «луной». Затем становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают
их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через
«ворота», в это время говорят:
«Золотые
ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается, второй – запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!»
«Ворота»
закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них.
Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы встать: «луны» или
«солнца». Ребенок делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Чтобы
не быть пойманными, участники могут ускорять шаг, переходить на бег, а ловящие
в свою очередь меняют скорость речитатива. При таких условиях игра становится более подвижной, и веселой. По правилам игры, идущим или
бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руки хотя бы с одним игроком.
Кто бежит, не держась, считается пойманным. Когда все играющие разделились на две
группы, устраивается перетягивание,
каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.
«СЧИТАЛКИ» - Обруч круж,
обруч круж, Аты-баты шли солдаты,
Кто играет, будет уж. Аты-баты
на базар,
Кто не хочет быть ужом, Что купили?
Выходи из круга вон! Аты-баты,
самовар!
Удачи вам! |