Общие артикуляционные упражнения для детей!
Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно
же, занимаемся гимнастикой! В наших щёчках, губках и языке тоже есть мышцы.
Если ты ещё не научился говорить трудные звуки Ш, Ж, Р, Л. Мышцы твоих
артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и
ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по
команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и
шустрым. За дело, дружок!
Название
|
Цель
|
Описание
|
"Голодные
птенцы"
|
Вырабатывать
умение удерживать широко открытый рот
в течение нескольких секунд.
|
Под слова взрослого: "Раз, два, три, четыре, пять", ребёнок
держит рот широко раскрытым. Ротик закрываем и после этого вместе
произносим:
"Можно ротик закрывать".
|
"Рыбка"
|
Вырабатывать умение удерживать сомкнутые губы в течение нескольких
секунд.
|
Под слова взрослого:" Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ", ребенок
держит рот закрытым, губы напряжённою сомкнутыми. Ротик открываем и после
этого вместе произносим: "Можно ротик открывать".
|
"Голодные птенцы" - "Ры6ка"
|
Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта.
|
Под неторопливый ритмичный счёт взрослого:" Раз - два, раз -
два", ребенок открывает и закрывает ротик.
|
Белочка грызёт орехи
|
Вырабатывать
умение плотно смыкать верхние и нижние зубки.
|
Взрослый считает: "Раз, два, три, четыре, пять - мы как белочки
опять". Ребёнок, широко улыбнувшись, щелкает зубками. После этого
произносим вместе: "Раз, два, три, четыре, пять - мы как девочки
(мальчики) опять"…
|
Лягушка
|
Вырабатывать
умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубка плотно сжаты.
|
Ребёнок удерживает улыбку, взрослый комментирует:
"Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам,
Мы потянем, мы потянем… (Затем вместе с ребёнком)
И нисколько не устанем".
|
Слоник
|
Вырабатывать
умение вытягивать губы трубочкой вперёд, удерживая их в таком положении
длительное
время. Зубки
должны быть
плотно сжатыми.
|
Ребёнок удерживает губы, вытянутые "хоботком". Взрослый
комментирует:
"Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
Потяну и перестану...
И нисколько не устану" Последние слова произносятся вместе с ребенком.
|
Лягушка - Слоник
|
Научить чередовать
положения губ,
растянутых в улыбке
и вытянутых в трубочку.
|
Под ритмичный счёт взрослого. "Раз - два, раз - два", ребёнок
растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему,
что зубки должны быть сомкнуты.
|
Это были упражнения для
мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ. А теперь поупражняем мышцы языка...
Название
|
Цель
|
Описание
|
"Язычок
на прогулке"
|
Вырабатывать умение поднимать язычок вверх, к носику; опускать вниз, к
подбородку; двигать им в стороны, от
одного угла рта к другому.
|
Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: "Язычок хочет посмотреть
на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко". Опускаем язычок вниз,
тянемся к подбородку: "Язычок смотрит на землю - нет ли луж после
дождя". Ведём кончиком языка от одного угла рта к другому: "Язычок
оглядывается по сторонам на домики своих соседей".
|
"Скалолаз"
|
Вырабатывать умение быстро перемещать
кончик языка из нижнего положения в верхнее.
|
"Представь, что перед язычком стоит лесенка, ему
нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к носику, и тут же опуститься
вниз, к подбородку". Упражнение можно сопровождать ритмичным счётом: Раз
- вверх, два - вниз".
|
"Часики"
|
Вырабатывать умение чередовать движения языка от одного уголка рта к
другому.
|
Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к
другому, не касаясь нижней губы: "Бьют часы на старой башне: тик-так,
тик-так.
А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки.
А карманные спешат: тики-тики-тики-так!"
|
Борцы
|
Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубками.
|
Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри.
"С язычком случилось - он толкает зубы,
Будто хочет их за что-то, вытолкнуть за губы".
Затем толкаем изнутри нижние зубки.
|
Накажем непослушный язычок
|
Выработать умение удерживать язык расслабленным.
|
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпать
его верхней губой, затем покусать зубками.
"Мы прижмём язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ.
А потом прижмём зубами: ТА-ТА-ТА"
|
|