Понедельник, 05.06.2023, 18:51



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида "Родничок"

Доброго времени суток! Коллектив нашего детского сада рад приветствовать Вас 
на страничках нашего сайта! Желаем Вам приятного просмотра! 


628200, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Кондинский район, пгт. Междуреченский, ул. Центральная,  19 б

e-mail: ds_rodnichok@inbox.ru, сайт: madou-rodnichok.ru


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Доска объявлений
Вход на сайт
Президент России
Единый сайт
...
...
...
Телефон доверия
Образование Конды
Горячая линия
...
Минпросвещения РФ
...
...
...
...
...
...

«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА РАССКАЗЫВАНИЮ»

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.

Е.И. Тихонова писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении дошкольников происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако, мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Следует отметить, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого воздействия и руководства со стороны взрослых.

Развитие речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни: в наблюдениях, играх, труде, чтении книг, показа мультфильмов и т.д.

Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя.

Монологическая речь формируется в недрах диалога, как основной формы речевого общения. Диалог – первая ступень развития связной речи ребенка.

Разработаны приемы формирования диалогической речи:

В быту и на занятиях различных видов, прежде всего по развитию речи, детей учат понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них.Детей учат задавать вопросы.

Взрослый учит слушать и активно включаться в разговор.Участие ребенка в драматизациях.У детей четвертого года наблюдаются попытки составлять маленькие рассказы об игрушке, предмете. Для того, чтобы ребенок связно рассказал о чем - либо, нужно помочь ему «увидеть» объект и его свойства, качества; подобрать соответствующие слова для выражения мысли, найти языковые средства для связи одной мысли с другой.

Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы взрослого, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Все проводится в игровой форме.Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т.д.Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.Взрослый учит ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умения передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия, его кульминацию и развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.Остановимся на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.Ребенок сначала должен рассмотреть игрушку, предмет. Надо научить его наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают. Ребенок упражняется в выборе точных слов – обозначений, учатся контролировать свою речь, степень его соответствия описываемому объекту и его признакам.Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых взрослый помогает ребенку лучше познакомиться с объектами описания.

Вот несколько схем, по которым можно составить описательный рассказ.

План рассказа:

Тема «Ягоды».

-Что это?

-Где растет?

-Какого цвета?

-Какой формы?

-Съедобная или несъедобная?

-Что можно из них приготовить?

Тема «Игрушки».

- Что это?

-Какого цвета?

-Какой формы?

-Из чего сделано?

-Как можно с ней играть?

 

 

 

 

Н.Г. Кадриева, учитель - логопед

 

Решаем вместе
Запись в ДОУ
Категории раздела
2018 год [233]2019 год [300]
2020 год [327]2021 год [392]
2022 год [544]2023 год [273]
Календарь
«  Июнь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Нравится ли Вам наш детский сад?

Всего ответов: 188
Фотоальбомы
Фотоархив
Погода
Яндекс.Погода
Сейчас на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика
Яндекс.Метрика
...
...
Детский сад "Родничок" © 2023
Соглашение об использовании персональных данных
Конструктор сайтов - uCoz