«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА РАССКАЗЫВАНИЮ»
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
Е.И. Тихонова писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В период дошкольного детства в мышлении дошкольников происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако, мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Следует отметить, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого воздействия и руководства со стороны взрослых.
Развитие речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни: в наблюдениях, играх, труде, чтении книг, показа мультфильмов и т.д.
Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя.
Монологическая речь формируется в недрах диалога, как основной формы речевого общения. Диалог – первая ступень развития связной речи ребенка.
Разработаны приемы формирования диалогической речи:
В быту и на занятиях различных видов, прежде всего по развитию речи, детей учат понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них.Детей учат задавать вопросы.
Взрослый учит слушать и активно включаться в разговор.Участие ребенка в драматизациях.У детей четвертого года наблюдаются попытки составлять маленькие рассказы об игрушке, предмете. Для того, чтобы ребенок связно рассказал о чем - либо, нужно помочь ему «увидеть» объект и его свойства, качества; подобрать соответствующие слова для выражения мысли, найти языковые средства для связи одной мысли с другой.
Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы взрослого, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Все проводится в игровой форме.Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т.д.Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.Взрослый учит ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умения передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия, его кульминацию и развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.Остановимся на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.Ребенок сначала должен рассмотреть игрушку, предмет. Надо научить его наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают. Ребенок упражняется в выборе точных слов – обозначений, учатся контролировать свою речь, степень его соответствия описываемому объекту и его признакам.Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых взрослый помогает ребенку лучше познакомиться с объектами описания.
Вот несколько схем, по которым можно составить описательный рассказ.
План рассказа:
Тема «Ягоды».
-Что это?
-Где растет?
-Какого цвета?
-Какой формы?
-Съедобная или несъедобная?
-Что можно из них приготовить?
Тема «Игрушки».
- Что это?
-Какого цвета?
-Какой формы?
-Из чего сделано?
-Как можно с ней играть?
Н.Г. Кадриева, учитель - логопед
|