ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ!
Логопедическая ритмика - это одна из форм ритмики, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом. Развитие мелкой моторики пальцев рук, является неотъемлемой частью каждого занятия логопедической ритмики, которая
предшествует речевой активности детей по трем направлениям: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти. Для этого можно предложить детям манипуляции с собственной рукой и различными предметами. Развитию статической координации способствуют такие игры, как «Птички кушают», «Волшебные превращения», «Замри», «Кто пришел в гости», «Фокусник», суть которых заключается в пассивном, пассивно-активном или активном придании кисти ребенка определенной позы. Динамическая координация пальцев рук совершенствуется и развивается в играх с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики: «Сорока - белобока», «Семья», «Дождик». Можно использовать такие игры, которые направленные на развитие умелости и ловкости рук, быстроты и точности движений: «Воздушный шарик», «Попади в цель», «Чья лошадка быстрее?».
Например: игра «Воздушный шарик» проводится как соревнование между
2-5 детьми, каждый из которых держит в руках палочку длиной 20 см с привязанным к ней на ленточке воздушным шариком. Под задорную музыку дети наматывают ленточку на палочку, чей шарик приблизится первым, тот и победил. Основным речевым материалом могут быть русские народные сказки: «Лиса и Журавль», «Репка», «Теремок» и другие, рассказ которых должен сопровождаться построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих главных персонажей.
Логопедическая ритмика позволяет решить следующие задачи:
- укрепить костно-мышечный аппарат;
- изменить общую реактивность организма;
- разрушить патологические динамические стереотипы;
- способствует формированию двигательных кинестезий, формированию пространственно-временных представлений;
- развивает способность произвольно передвигаться в пространстве.
Опосредованно логопедическая ритмика имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого дыхания:
- развития орального праксиса;
- укрепления мимической мускулатуры;
- формирования фонематической системы;
- умения сочетать движения и речь, то есть подчинять их единому ритму.
Н.Г. Кадриева, учитель – логопед |