РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Мышление - это психический процесс, с помощью которого
человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль,
которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой.
С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с
детства.
Мышление развивается в три этапа:
·
Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с
помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего
возраста.
·
Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с
помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления
ребёнка дошкольного возраста.
·
Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью
понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в
старшем дошкольном возрасте.
На основе образного мышления формируется
логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень
актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они
имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями
развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные
признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать,
классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать
причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
У детей дошкольного
возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо
развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым
добивается большего успеха в жизни.
Всем известно, что дети любят играть, и только
от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В
процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же
приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре
формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость,
самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается
усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического
мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения,
лабиринты и дидактические игры.
Развитие ребёнка и его
обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды
деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким
развивающим средствам для дошкольников относится игра.
С целью развития у детей умений выполнять
последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать
целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические
задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент
проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск
признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду
фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки,
логического мышления и сообразительности.
Один из основных залогов
успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками
занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили
картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей,
развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует
познавательную активность ребёнка.
В заключение предлагаю вашему вниманию задания
по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста по теме
«Овощи»
Цель:
- развивать умение выполнять задания,
предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.
- упражнять детей в составлении целого из
частей.
- учить узнавать предмет по деталям.
- учить выделять несколько предметов из группы
по определённому признаку.
- воспитывать у детей самостоятельность,
инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.
- учить рассуждать и обосновывать свой выбор.
- развивать умение наблюдать и сравнивать,
выделять общее, отличать главное от второстепенного.
- развивать внимание, восприятие.
- стимулировать познавательную активность
детей.
Задание № 1 «На
огороде»
Кто изображён на картинке? 
Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может
найти дорогу к огороду.
Задание №2 «Найди дорожку» 
Занятие №3 «Фрукты и овощи»
В одну корзину нужно собрать овощи, а в другую фрукты. Показать
стрелками, что надо положить в каждую корзину. 
Занятие №4 «Решите задачку»
«В саду было 4 грядки с морковкой и капустой.
Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько
с капустой было в саду?» 
Задание №5 «Сколько зайчиков
спряталось за кустом» 
Задание №6
Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а
красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и
той и другой линией? 
Задание №7
Закрасьте справа только те геометрические фигуры,
из которых нарисован зайчик. 
Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста
зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и
познавательную деятельность. В нашей группе есть уголок занимательной математики,
где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом
уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал:
ребусы, лабиринты, головоломки. О.С. Дяченко,
воспитатель группы «Солнышко»
|