РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.
Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрёшек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер.
Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребёнок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твёрдый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся.
Если взрослые сопровождают действия ребёнка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.
В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрёшки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
У детей на третьем году жизни складываются первые общие представления о форме, величине, цвете.
В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрёшку надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у неё нижняя и верхняя часть.
Умение выбрать шарики, кубики определённого цвета приучают малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.
Игры-занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребёнок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребёнка это не так легко.
- детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребёнком умственную задачу: он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрёшку, подобрать красивые пёрышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий.
- успешного развития ребёнка необходимо создать в семье предметно-развивающую среду.
- Желательно, чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов: дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.
- Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребёнок имеет возможность пересыпать и переливать из одной ёмкости в другую.
- Различные движущие игрушки.
- Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрёшки и т.д.
- Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
- Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть: банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
Шуршащие метёлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п. Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п., свистки и дудочки из глины и дерева.
- Конструкторы и мозаики.
- Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры,плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
- Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические).
- Ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - достать, насыпать – высыпать и т.д.
- Книги с большими предметными картинками.
- Качели, мягкие модули.
Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.
О.В.Васечкина, педагог-психолог |