«РОЛЬ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Игра
- основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность
детей в игре.
Большое значение игре придавал А.С.
Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но
пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра».
Занимательный
характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Как сделать игры
интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?
Игры должны привлекать ребенка, вызывать у него живой
интерес и порождать радостное ожидание нового. Игры являются одним из важнейших
средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и
уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных
высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают
развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых
значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден
использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они
проявляются в словах и действиях играющих.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Кнопочки. Ребенок
проговаривает слог (слово) со звуком,
нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и
т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов;
Метроном. Ребенок
проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный ритм метронома;
Песочные часы. Ребенок
проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты);
Шарик. Во время
произнесения слова можно перекладывать (передают из рук в руки) шарик от
пинг-понга, мячик;
Волшебная веревочка.
Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения,
чистоговорки;
Лабиринт. По
нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая
предложения, чистоговорки;
Заборчик. Ребенок рисует
вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов;
Дорожка. Ребенок рисует
или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с
одновременным произнесением двух заданных слов;
Узоры. Ребенок рисует
(выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая
фигурка обозначает слово;
Су-джок. Ребенок
прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
Играя, ребенок раскрепощается,
снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время
игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя
игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для
детей имеющих речевой дефект. Именно в
игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех
компонентов речевой деятельности.
Н.Г. Кадриева, учитель-логопед