 Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственные представлений у детей можно развивать занимаясь шашками. Обучаясь игре в шашки, старшие дошкольники приобретают навыки ориентироваться на шахматной доске, создавать алгоритмы и варианты принятия решений, составлять стратегический план действий. В ходе проведения игры развивается моторика пальцев, их подвижность и ловкость. Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. На занятиях по реализации первой ступени программы «Шахматное королевство» дети группы среднего дошкольного возраста «Колокольчик» учатся не только шашечной стратегии в процессе практических игр, но и выполняют задания для развития пространственных представлений, а также задания для развития мелкой моторики рук. Детям нравятся игры и упражнения подобного рода, ребята творчески подходят к их выполнению, получая ко всему прочему положительные эмоции.
О.А. Коркина, воспитатель |